22.05.2003 г. Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации был принят ГОСТ 7463-2003 (взамен предыдущего документа 7463-89). Государственный стандарт, за ратификацию которого проголосовало 11 стран (в т.ч. Россия, Республика Беларусь и т.д.), называется "Pneumatic tyres for tractors and agricultural machinery. Specifications";.
Документ охватывает шины для тракторов, сельскохозяйственного транспорта типа пневматик (пневматические). Повествует о требованиях, предъявляемых к качеству, внешнему виду, характеристикам указанных изделий. В нашей стране стандарт вступил в законную силу с 01 января 2005 года. На него и следует ориентироваться при выборе спецрезины.
О какой резине идет речь
Во-первых, касается оговоренный ГОСТ шин для тракторов. Также документ касается следующих моделей:
- качественной резины для тракторных прицепов;
- шин для моторизированных самоходных шасси;
- покрышек для сельскохозяйственного транспорта.
Обязательное условие, при котором шины подпадают под действие рассматриваемого ГОСТа, - работа машин в сфере с/х производства. Если же техника используется в строительстве, промышленности, лесном хозяйстве – правила стандарта к таким покрышкам не относятся.
Основные разновидности шин
На основании ГОСТа модели признаются новыми, если на протяжении гарантийного периода хранения они не использовались для езды на тракторах и иной, упомянутой выше технике. Ниже рассмотрим основные классификации покрышек.
Классификация по предназначению
Итак, прежде всего покрышки делятся на три большие группы:
- для направляющих ведомых колес. Протекторный рисунок оговоренных изделий, как правило, будет универсальным;
- ведущих колес. В этом случае изделия будут иметь дизайн повышенной проходимости;
- несущих. Это изделия с универсальным протекторным дизайном, устанавливаемые на полунавесные, прицепные сельхозмашины, а также тракторные прицепы.
Виды шин в зависимости от конструкции
Во-первых, шины для тракторов могут быть радиальными. Это изделия с перпендикулярно расположенными нитями корда. Характеризуются тихоходностью, превосходным сцеплением с дорожным полотном. Демонстрируют эффективное функционирование на больших скоростях, равномерный износ.
Другая разновидность покрышек – диагональные. Это модели с многослойным кордом и нитями, идущими от одной боковой части к другой. Диагональная резина стоит дешевле радиальной. Имеет защиту от негативных воздействий в боковой зоне (например, порезов).
Классификация по наполнению
Модели с камерой, наполненной сжатым воздухом, называются камерными. Это ремонтопригодные изделия, которые подходят абсолютно ко всем дискам и стоят значительно выгоднее других. Комплектация подобных изделий предусматривает 2 варианта исполнения:
- № 1: резиновая оболочка, флиппер, камера с вентилем. Обратный клапан снабжается колпачком-ключиком или колпачком;
- № 2: покрышка, внутренняя камера с обратным клапаном.
Бескамерные шины являются более современными. Покрышки наполнены специальным слоем резины, отвечающим за герметичность. Позволяют водителю продолжить передвижение в случае пробоя.
Технические требования к покрышкам
Ознакомление с таким документом как ГОСТ для шин 7463-2003 дает понимание о том, какими должны быть тракторные покрышки. Среди главных требований можно выделить:
- производство по утвержденному технологическому регламенту и конструкторской документации;
- герметичность изделий для передвижения моторизированных самоходных шасси, тракторов, сельскохозяйственной техники;
- стойкость к нагрузке в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 106;
- наличие в составе резиновой смеси противоутомителей и антиозонантов, защищающих от термического и озонного старения;
- устойчивость к разрыву, что должно быть подтверждено соответствующими испытаниями;
- отсутствие негативных перемен (значительного изменения диаметра, появления дефектов) после испытаний в отношении скорости.
Что не допускается по ГОСТ
На основании государственного стандарта браком признаются следующие изделия:
- покрышки с отслоениями боковины и протектора;
- бескамерные шины с пузырями на герметизирующем слое;
- камеры с пористыми стенками;
- шины, имеющие расслоения в борте, брекере или каркасе;
- камеры с пролежнями стенки глубиной более 0,05 см;
- покрышки с повреждениями первого слоя в результате запрессовки твердых включений;
- бескамерные модели с отслаивающимся или отрывающимся герметизирующим резиновым слоем на бортах, по внутренней поверхности каркаса;
- камеры, имеющие посторонние включения;
- бескамерные изделия с пузырями на герметизирующем слое;
- камеры, имеющие расхождения стыка;
- бескамерные модели, у которых наблюдается просвечивание нитей корда по герметизирующему слою.
Обозначения и их расшифровка
В таблице ниже представим некоторые надписи, в обязательном порядке или факультативно наносимые на поверхность шин:
Маркировка | Расшифровка в соответствии с ГОСТ |
---|---|
Tubeless | Бескамерная шина |
Radial | Радиальная покрышка |
НС или PR | Норма слойности шин |
DEEP | Повышенная глубина протектора |
ГОСТ 7463-2003 помогает покупателям ориентироваться в размере шин. Ниже расшифруем основные обозначения:
- вариант 1: 18.4/78-30. Это низкопрофильная резина с шириной профиля 18.4. Соотношение высоты к ширине составляет 78 %. 30 – посадочный диаметр обода;
- вариант 2: 11.2-20. Это шины с обычным профилем. Посадочный диаметр обода – 20. 11.2 – ширина профиля;
- вариант 3: 31х15.5R Широкопрофильные колеса имеют номинальную ширину профиля, равную 15.5, наружный диаметр, равный 31. Латинская буква "R"; указывает на радиальную конструкцию. 16 – посадочный диаметр обода;
- вариант 4: 30.5L-32. Покрышки являются низкопрофильными, на что указывает латинская буква "L";. 30.5 – ширина профиля, 32 – посадочный диаметр обода;
- вариант 5: 12.4R Резина имеет обычный профиль и радиальную конструкцию. 28 – посадочный диаметр обода. 12.4 – ширина профиля;
- вариант 6: 480/70R Шины с шириной профиля 480 мм являются низкопрофильными. Имеют радиальную конструкцию корда. Отношение высоты к ширине составляет 70 %. 38 – посадочный диаметр обода.
Проверка герметичности по ГОСТ
Если необходимо проверить бескамерную шину, потребуется воспользоваться манометром. Для этого дважды измеряют внутреннее давление в покрышке: на 1 и 7 день. Значение, получаемое в результате вычитания показателя седьмого дня из величины первого, не должно быть больше 10 кПа.
Если же речь идет о камерных покрышках с наружным диаметром 1000 мм, для определения герметичности следует воспользоваться методом поддувки:
- Длину окружности камеры в радиальном сечении увеличивают на 10 %.
- Изделие оставляют на 6 часов.
- Наблюдают результат. Длина окружности не должна уменьшиться. А если это произойдет – значит колеса не герметичны.
Кроме того, есть еще один способ проверки камерных шин. Изделия наполняют воздухом, а затем погружают в воду. Герметичность подтверждается, когда не происходит выделение пузырьков воздуха.
Наша компания проверяет шины в соответствии с установленными нормами. Также правила ГОСТ соблюдаются нашими сотрудниками при хранении, транспортировке тракторных и иных изделий.